Трактат
"Чарака самхита" состоит из:
1. Основные положения (Сутрастхана) - общее введение в медицинскую
науку, терапию и диетологию;
2. О теле (Шарирастхана) - учение о человеке, анатомия, эмбриология;
3. О чувственном восприятии (Индрия стхана) - диагностика и прогностика
;
4. О причинах болезней (Нидана стхана);
5. О передатчиках болезней (Вимана стхана) - исследование питания,
общая патология, изучение медицинской науки и кодекс врача;
6. О лечении тела (Чикитса стхана) - частная терапия;
7. О правилах приготовления лекарств (Калпастхана);
8. О счастье (Сиддха стхана). Текст
Чарака-самхиты - свод, написанный на классическом санскрите прозой
с мнемоническими стихами, в восьми книгах и 120 главах. Первый
раздел – пролегомены к изложению конкретных предметов медицинской
науки. Во введении рассматривается «наука долголетия - аюрведа»,
в первых четырех главах – правила гигиены, затем четыре основания
терапии, понятие болезни в контексте исцелимости, цели человеческой
жизни как таковые, функционирование в теле космических элементов,
диететика и ряд других тем. Квадрилемма «болезнь – ее причина
– терапия – средства терапии» воспроизводит четыре «благородные
истины» в буддизме – о страдании, причине страдания, устранении
страдания и средствах устранения страдания. Во втором разделе
исследуются причины основных болезней: лихорадки, опухолей, болезней
крови, мочевого пузыря, кожи, а также истощения, помешательства
и эпилепсии. В третий раздел включены главы, посвященные пищеварению,
эпидемиям, теории аргументации, применявшейся в дискуссиях медицинских
школ, кровеносным сосудам, диагностике и т.д. В четвертом разделе
излагаются учение о человеке, эмбриология, анатомия, акушерство,
проводится разбор составляющих личности с позиций санкхьи - с
проявлений духовного (Пуруша) и материального первоначал (Пракрити).
Пятый раздел посвящен органам чувств (индрии) в связи с их болезнями
и диагностикой; здесь же перечисляются симптомы приближающейся
смерти пациента. Самый объемный шестой раздел посвящен терапии
и детально рассматривает стратегию лечения всех основных болезней,
перечисленных во втором разделе. В седьмом разделе описываются
отвары лечебных растений, лекарства, приготовленные из различных
веществ. Восьмой раздел практически воспроизводит содержание предыдущих;
наиболее подробно изложен процесс приготовления жидких лекарств. На Чарака самхиту
написано множество комментариев, самые известные из которых -
"Аюрведа - дипика" (Чарака-татпарийя-тика) Чакрапанидатты,
написанный в 1060 г., а также труд Джеджаты "Нирантара-паравьякхья"
(IX век) и комментарий Шивадаса-сена "Чарака-таттва-прадипика"
(XV век).
Самым первым комментатором Чараки считают Бхаттару Харишчандру,
написавшего "Чарака-ньясу". Из его работы доступна только
часть, посвященная третьей главе Сутрастханы. Сам Бхаттара был
современником или предшественником Вагбхаты;
цитаты из его трудов приводят Джеджата и Чакрапани, сопровождая
выражениями глубокого почтения. Возможно, что он написал собственный
труд "Бхаттара-самхиту". Известен же был не только в
медицинских кругах, но и как большой поэт и прозаик, чтимый многими
учеными своего времени.
Известен как комментатор Чараки Свамикумара, написавший "Чарака
панджику", следующую традиции Бхаттары Харишчандры. Возможно,
что он был коллегой последнего.
Ашадхаварма - еще один почтенный врач, написавший комментарий
на Чарака самхиту под названием "Парихара вартика".
Труд Джеджаты "Нирантара-паравьякхья" (IX век) доступен
не полностью. Его комментарии цитируют такие известные авторы,
как Вринда, Гайядаса, Чакрапани, Далхана и другие. Джеджата оставил
также комментарии на Сушрута и Аштанга Хридая самхиты.
Судхира - известный ученый, оставивший блистательные комментарии
не только на труд Чараки, но и на "Сушрута самхиту".
Комментировал и тот и другой трактат также Брахмадева, на которого
ссылаются Далхана, Чакрапани, Шриканта Датта, Хемадри и Шивадаса
Сен.
"Чандрика-кара" - так называется труд Гайядасы, посвященный
текстам Чараки и Сушруты. Он жил примерно в 11 веке н.э.
Чакрапанидатта известен не только "Аюрведа-дипикой",
но и комментарием на Сушруту под названием "Бханумати",
и собственными работами - "Чакрадаттой" (обширным медицинским
справочником) и "Дравьягуна самграхой". Его отец и старший
брат служили при дворе царя Найяпалы (1038-1055) в Бенгалии.
Вапьячандра - автор не только комментариев на Чараку, но и Вашпачандра
тантры и нигханту - еще одно почтенное имя в ряду именитых комментаторов.
Его цитируют Шрикантха датта, Нишчалакара, Хемадри и другие авторитетные
авторы.
Бхавьядатта написал собственные труды - "Вайдьяпрадипа"
и "Йогаратнакара"; на его же комментарии к Чараке ссылаются
Шивадаса Сен и другие ученые.
В пятнадцатом веке в Бенгалии жил Шивадаса Сен, написавший "Чарака-таттва-прадипику",
а также другие комментарии - на "Аштанга Хридая самхиту",
на "Дравьягуна самграху" Чакрадатты на "Йогаратнакару"
Бхавьядатты.
Многие другие менее значительные имена зачастую известны только
тем, что на них как комментаторов Чараки ссылаются именитые ученые
своего времени. Несомненно, что существуют и современные комментаторы
прославленных трудов Аюрведы, и вполне возможно, что наше время
делает эту задачу еще актуальнее. Возможность опереться на философские,
нравственные и медицинские основы, заложенные в Чарака самхите,
внести их в наш полный проблемами мир, воспользовавшись всеми
современными научными отурытиями, адаптировать знания и самому
стать новым побегом на древних корнях - разве это не заманчивая
задача для сторонников Аюрведы?